95. Продавцы воздуха

 

Доброго времени суток, прекрасные дамы и уважаемые господа

 
Don't say "pyramid"
Dean Van Druff
http://www.vandruff.com/mlm.html

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Истинная правда, в чем ваш покорный слуга на днях убедился. Я давно слышал, что из гражданам моей многострадальной родины можно лепить неотчетливых придурков без единой собственной мысли в голове, можно разыгрывать их в массовом порядке, делать из них фанатичных и назойливых представителей канадской торговой компании, распространителей Гербалайфа, стирального порошка, дисков, сковородок, чего угодно. Увидеть довелось только сегодня, в первый и, надеюсь, последний раз.

Меня занесло на учебный семинар по сетевому маркетингу, он же MLM. Правда, выступавшие его так не называли, но -- "если оно выглядит как утка, ходит как утка, крякает как утка, то это и есть утка." Увиденное меня, если честно поразило до глубины души. Никогда я особенно не жаловал термин "промывка мозгов", полагая, что нужно иметь очень мелкие мозги для того, что бы их можно было промыть. Сегодня я понял, что он имеет право на существование.

Из всего услышанного, а услышал я много, ваш покорный слуга постарался вычленить самое существенное и изложить конспективно. Результат -- перед вами.

 

В основе схем многоуровневого маркетинга лежит два постулата. Постулат первый: лучшим распространителем определенного товара является удовлетворенный этим товаром покупатель. Постулат второй: зарабатывание денег при помощи своих друзей, близких и родственников не является зазорным. Для того, что бы донести и аргументировать обе эти идеи выступавший перед аудиторией человек потратил достаточно много времени. Примем их за истину.

Предложенная схема продаж была проста как грабли. Во-первых, она действует по принципу (кто сказал пирамиды?) разрастающейся в геометрической прогрессии сети. Каждый предыдущий уровень продавцов вербует каждый последующий уровень и так до бесконечности. Деньги текут снизу вверх, соответственно те кто в этой (кто опять сказал -- пирамиде?) сети выше -- получает больше, те кто ниже -- меньше. Во-вторых, в рамках сети реализуется некая продукция (о которой кстати, не было сказано практически ни слова). В третьих, продажи идут через магазины интернете.

Работает все это хозяйство так: находим человека, с которым будем работать и которому отстегивать, проходим (не бесплатно) с его помощью регистрацию на сайте glecsys.com, получаем шаблонный электронный магазин, покупаем товар, сами им пользуемся (ведь мы же удовлетворенные покупатели, вы не забыли?), ведем по мере сил продажи, отчисляем процент наверх, вербуем единомышленников, которые с нами будут работать и нам отстегивать, помогаем им пройти регистрацию, получаем с них процент, et cetera, et cetera, et cetera.

Таким образом, к уже упомянутым мной постулатам добавляется еще один -- организовать продажи через электронный магазин может любой неподготовленный человек.

Аргументы: главное -- воля к победе, сила, терпение, уверенность в себе, слушайте кассеты, читайте книги, ходите на семинары, бла-бла-бла; интернет -- это перспективно, это десятки миллионов покупателей, это сияющие горизонты, это развитие; работать приходится всего два часа в день, можно совмещать с основной работой. Человеки из первого уровня сети зарабатывают пятьдесят американских президентов в месяц, второго -- от ста пятидесяти, третьего от четырехсот, и так далее.

 

Ну что? Интересно выглядит? Вкусно? Вы уверены в себе? Вы можете изменить свою жизнь? Вы можете! Да! ДА! (Аплодисменты). Посмотрите на меня. Я изменил свою жизнь! Я хозяин своей судьбы! Я сам всего добился!..

Есть такое слово -- дезинформация. Еще раз: дезинформация. И еще раз, по слогам: дез-ин-фор-ма-ци-я. Схема многоуровневого маркетинга, в том виде, что она излагается на учебных семинарах для новичков, не работает в принципе. Схема многоуровневого маркетинга с продажами через сеть интернет-магазинов не работает тем более.

Вы простите мне краткий экскурс в экономическую теорию?

 

Представьте себе магазин, который продает сепульки. В нем сидит толстый директор, и разговаривает с представителем завода-поставщика. Директор говорит: в следующем году наша клиентура купит десять тысяч круглых оранжевых сепулек с запахом лаванды. Обеспечьте мне необходимое количество сепулек к началу года.

Завод обеспечивает, магазин по мере сил продает.

Теперь представьте себе, что прошел год, и потребность в сепульках у населения составила не десять тысяч штук, а одну тысячу. Магазин разоряется, потому что проигнорировал реальный спрос на сепульки.

Эта сильно упрощенная картинка многократно проверена рыночной экономикой. Недооцениваешь товарооборот -- недополучаешь прибыль. Переоцениваешь -- терпишь убытки. Все потому, что спрос на любой товар конечен. Всегда и без исключений. Даже спрос на такой ходовой товар, как сепульки.

 

Что в идеале происходит в организации, продающей сепульки при помощи многоуровневого маркетинга? Бесконечное разрастание дилерской сети. Бесконечное увеличение предложения сепулек. Увеличение предложения сепулек в геометрической прогресии.

Вопрос: превысит ли предложение сепулек в идеальной MLM схеме реальный спрос на них, рано или поздно?
Ответ: обязательно.
Вопрос: как быстро это произойдет?
Ответ: тем быстрее, чем быстрее в сети наращиваются новые уровни.
Вопрос: кто в сети следит за соответствием спроса и предложения сепулек?
Ответ: никто.
Вопрос: так может быть насыщение рынка сепульками уже произошло?
Ответ (в сторону, к охране): пожалуйста, выведите этого молодого человека из зала...

 

Итак, надеюсь со спросом и предложением сепулек все понятно. Любая MLM схема, нарисованная на бумаге, что бы она не продавала, и как бы себя не позиционировала, обречена, рано или поздно, разориться -- частично или полностью.

 

Теперь о коммерции через интернет. Начнем с того, что интернет -- это не десятки миллионов и даже не миллионы потенциальных покупателей, как это подносилось на встрече, а гораздо, гораздо меньше. В случае всей Украины -- просто подключенных к интернету пользователей, по данным государственного комитета по связи, только лишь 470,000. Теперь, для того что бы определить аудиторию с минимальной покупательной способностью смело делите на десять. Не очень впечатляющая цифра, верно? А если я еще скажу, что не все этой своей покупательной способностью воспользуются? А ведь так оно и будет.

У нас ведь народ перед тем как покупать товар, привык что бы ему его лицом показали. Товар надо пощупать, примерить, приложить к разным местам, повертеть в трех измерениях, просто подержать в руках. Мы все так привыкли. Это наследие развитого социализма с его плановой экономикой, разваливающейся обувью, синей птицей курицей и консервами, после которых запросто можно схлопотать ботулизм. Во всем мире основой торговли через интернет-магазин служит навык покупок по каталогу. Это чистая психология. Человек видит фотографию нужной ему вещи в красивом ракурсе и заказывает ее доставку. Он верит, что его не обманут. Потому, что никогда не обманывали. Ни его, ни его родителей, ни родителей родителей, ни соседей, ни соседей своих соседей. Появляется интернет, и он видит, что принципиальной разницы между картинкой в пятисотстраничном фолианте и картинкой в формате jpeg нет. В Советском Союзе не существовало торговли по каталогам. Ее практически нет и сейчас.

Теперь о тенденции роста интернета на постсоветском пространстве, и, соответственно о намечающихся перспективах. Они туманны, если не сказать мрачны. Во-первых, взрывообразным рост аудитории не назовешь. Во-вторых, аудитория интернета молодеет и глупеет. Это не прибавляет оптимизма.

Чем в настоящей интернет-торговле (теми же сепульками) компенсируются перечисленные мной недостатки? Грамотным построением магазина, объемными исследованиями целевой аудитории, тщательно спланированными рекламными кампаниями. За этими словами стоят серьезные расходы, и соответственно, большие инвестиции на начальном этапе. Без этих шагов в интернет магазин не придет ровным счетом никто. Ни один покупатель. Ни при каких обстоятельствах.

 

Надеюсь, я вас не сильно утомил словесами? Давайте подведем промежуточные итоги. MLM в том виде, как его расписывают на групповых семинарах, обречен в принципе. MLM через интернет -- это сказка для людей ничего в этом не понимающих, не владеющих информацией.

 

Теперь я предлагаю немножко поиграть с цифрами доходов предполагаемых в рамках сети. Я взял те числа, что давались в моем конкретном случае, и схему, расписывавшуюся перед моими глазами. Итак, пусть есть разветвленная сеть из пяти уровней. Каждый последующий уровень отчисляет деньги предыдущему согласно определенной процентной ставке. Я не люблю работать с процентами от неизвестных чисел. Они только нагоняют туман, не более. Важно то, что по информации докладчика, нижнее звено может продать товара (пусть это будут все те же сепульки) на сто сорок долларов в месяц и получить доход в пятьдесят. Это минимум, который, по словам человека у доски может сделать каждый. Второе звено получает доход 150 американских президентов в месяц, третье -- 500, четвертое -- около полутора тысяч, пятое -- около двух тысяч. При этом показатель прогрессии равен пяти, т.е. на человека из первого звена работает пятеро, на каждого из которых тоже работает пятеро, и так далее. Из сопроводительных объяснений я понял, что описанными продажами много людей хорошо зарабатывают. Серьезные по нынешним временам и нынешней чахлой экономике деньги. Две тысячи долларов в месяц. Пусть таких индивидуумов будет десять человек.

Перед моими глазами эта схема была расписана убедительными кружочками на специальной доске специальным маркером. Ну что же. Давайте умножать.

 

Совокупный доход всех участников сети составит чуть менее десяти миллионов долларов в год. Товарооборот составит около тридцати трех миллионов долларов год. Численность дилерской сети составит девять тысяч человек.

 

Как вам цифирь? Не смущает, с учетом всего мной сказанного о спросе, предложении и интернет-торговле? Не смущают доходы, сравнимые с прибылями крупных транснациональных компаний? Вы себе представляете, что значит реализовать в год товара на тридцать с лишним миллионов долларов? Блефом не кажется?

 

Все. Рука бойца рубить устала.

Я постарался привести самые общие аргументы в защиту утверждения о том, что MLM в теории не работает и не может работать. Я так же постарался подключить великолепное устройство под названием <обыкновенный здравый смысл>. Хорошо это получилось или не очень, -- судить вам. Но как правило все эти потуги разбиваются об одно и тоже: в окружающей меня реальности, данной мне в ощущениях существуют люди которые на MLM зарабатывают. Делают деньги. Хорошие деньги. Две тысячи долларов в месяц. Эти люди охотно предъявляют себя и свой успех на семинарах и тренингах.

Так что же? Эта схема действительно работает? Да. Она работает. Но совершенно не так, как об этом рассказывают неофитам.

 

Во-первых, впарить населению продукции больше величины, диктуемой спросом, не удастся ни одному, даже гениальному менеджеру. Поэтому множество людей в сети пролетит мимо кассы в прямом и переносном смысле этого слова. Но их деньги останутся, поскольку товар для реализации они будут покупать на свои кровные. Залог успеха такой системы в массированном, не прекращающемся ни на минуту рекрутировании новых участников. Замена омертвевших клеток новыми. При этом товар продается не посторонним, не имеющим отношения к системе покупателям, а самим участникам из низшего звена. Очень похоже на то, как на заводах зарплату выдают валенками, а детское пособие -- листовым железом.

Наверх в этой системе пробиваются те, кто лучше остальных умеет работать локтями, убеждать покупать воздух, использовать своих знакомых.

 

На этом разрешите перевести дух и поздравить тех, кто вместе со мной добрался до конца. Знаю, я не был слишком убедителен, ибо не приводил доказательств своих утверждений -- в виде ссылок на статистические данные. Я сделал это сознательно, для облегчения восприятия текста. В таких случаях всегда приходятся чем-то жертвовать.

Мне хотелось бы завершить сегодняшний выпуск одним советом. В делах, связанных с деньгами ничего не берите на веру. Не берите на веру и мои слова. Исследуйте этот вопрос сами. Интернет в этом отношении предоставляет практически неограниченные возможности. Прочтите пару книг по экономике -- в любом случае пригодится. Сходите на похожий семинар. Запишите все, что вы там услышали, а потом покажите записи грамотному экономисту. Соображайте своей головой, в конце концов. И учите матчасть. Всего вам доброго.

Roq

Hosted by uCoz